5
0
4
0
3
0
2
0
1
0
Sveti Stefan
(view on map)

Talking about the holy places of Montenegro, it is impossible not to mention the Orthodox monastery with a rich history, which is completely covered with secrets and legends and which, unfortunately, many tourists do not know. The name of this monastery is Praskvica. It is considered a representative representative of the Orthodox architecture of the Balkan Peninsula and is the most famous monastic complex in the Pashtrovichi area of ​​the Budva municipality. The monastery is located in a picturesque olive grove on the hill in the former fishing village of Chelobrdo, on the outskirts of Milocer, near Przno and the popular island of Sveti Stefan.
Монастырь Прасквица в Черногории
In Montenegro, monasteries are better known by their names, usually associated with peculiarities of location (Cetinsky, Piva, Podmaina, Rezevici, etc.). The monastery of Praskvica has its own name due to an interesting natural phenomenon - a small streamlet flowing in the vicinity of it, in which flows the water smelling of peaches. And in the springtime, when streams begin to flow down from the mountains, the air in these parts is filled with the aroma of peach trees. This is what gave the name of the monastic monastery, as in the local dialect "praske" means "peach".

 As the locals say: "Drink water from this stream, and in the mouth there is an unforgettable feeling, as if you were eating a peach."​

The history of the Monastery of Praskvica.

According to an old legend, the monastery of Praskvica was founded in the distant 1050, when the Old Slavic state of Zeta, located on these lands, was headed by Stefan Vojislav. According to some sources, the monastery existed in 1307, when the Serbian King Milutin visited Kotor. In documented written sources, the monastery of Praskvits was first mentioned a little later, in 1413, when the ruler of the Zeta (the ancient name of Montenegro), Balsa III Stanimirovich Balshich with his mother Helen, daughter of King Lazar and Queen Milica, gave Budva the letter of the foundation of the monastery Praskvice, in which the construction of the church of St. Nicholas the Wonderworker is mentioned.

Until now, the original image of the church, unfortunately, was not preserved, since in 1812 the French troops plundered the monastery and destroyed the church. At the same time, valuable archival documents disappeared without a trace, which could provide a number of significant data on the life of the monastery in the period up to the 15th century. Approximately in 1844, the construction of the present church of St. Nicholas was started and completed in 1847 in a new guise. From the former building, only the foundation and part of the walls were preserved, and during the design, fragments of the fresco painting of the 15th century from the old church were used. The main painting of the new church was made by the famous Greek icon painter from the island of Corfu Nicola Aspioti in 1863, and his magnificent fence of the iconostasis still decorates the interior of the new church.

Significant assistance to Montenegrin Monastery Praskvitsa in due time was rendered also by Russian sovereigns, since Catherine II and finishing Alexander I. They donated not only money, but also various valuable subjects, and in the monastic storages to this day there are accompanying charters from the Russian Imperial Court.

The monastery of Praskvica for a long time was not only a spiritual but also a secular center of the Montenegrin tribe of Pashtrovics. The buildings of the monastery were used for holding court hearings and making important decisions. Councils of elders passed behind a large stone table, which was called "Bankada". Today, any visitor to the monastery can sit at this table.

In 1979, during the strongest earthquake, the monastery complex was seriously damaged. By now, most of the buildings have been restored, but some of them are still under reconstruction. Nevertheless, the Monastery of Praskvica today is the operating monastery of the Montenegrin-Primorsky Metropolia of the Serbian Orthodox Church.

The monastery complex includes two churches - a large St. Nicholas and a smaller Holy Trinity, old and new cells, a guest house and a turret, which used to be a school where monks taught children to read and write. The Holy Trinity Church dates back to the 17th century. Fresco painting in it was done by the artist Radul, and the gilded iconostasis was made by master Dmitry Daskal.
В состав монастырского комплекса входят две церкви - большая церковь Святого Николы и поменьше церковь Святой Троицы.
The old cells of the monastery are located north of the church of St. Nicholas. They contain the most valuable monastery library, whose foundation is about 5000 books. Here, in the ancient cells, there is also an amazing museum of the monastery with a treasure trove, which contains an unusually valuable collection of art items, a rich collection of icons, ancient weapons, various objects of church use, hand-written books and documents from the Pashtrovich era, of which the following are distinguished: and the Mines of 1717, the handwritten Gospel of the 16th century, as well as hard copies of the Gospel and 18th-century church books. Among the important documents there are several letters of Bishops Sava and Vasily Petrovich, one letter of Vladika Danila and three letters of the Russian royal court: two letters of the Russian tsarina Catherine the Great 1783 and 1798 and the letter of the Russian tsar Paul I of 1798.

Among other things, the museum should always pay attention to the old monastic seal with the inscription "Si pecat manastira Praskvice" (Russkiy "this is the seal of the Monastery of Praskvice"), as well as the cup of the Russian Emperor Paul and the handwritten Gospel that Russian Tsar Paul I presented to the monastery in 1798. The pearl of the treasure is the golden cross, which, presumably, belonged to King Dusan. This cross from the Monastery of High Decani to Praskvitza was moved by Archimandrite Danilo Kazhanegra.

The museum of the monastery of Praskvitsa contains a magnificent collection of icons, important examples of the artistic value of which are some parts of the iconostasis from the old Balshina church, part of the iconostasis, which until recently was located in the upper church of the Holy Trinity, and the icon of the Virgin and Christ of the Italo-Cretan school of the 17th century, which shines with unearthly beauty.

The monastery parish also includes several churches located in the nearest district outside the monastery walls - the Church of St. Stephen, the Cathedral of the Transfiguration of the Lord and the Church of St. Alexander Nevsky.

From the coast to the mountain, on which the Praskvica Monastery is located, leads the ancient stone staircase allegedly built by the Russian monk Yegor Stroganov as a sign of obedience. Only here not everyone will risk to pass on it - very much it is abrupt! One very interesting legend tells about the appearance of this road.
 
In the 18th century, there lived a man named Yegor Stroganov, who had a family and a beloved daughter, but a misfortune occurred - the girl was seduced by a giddy handsome hussar. Learning about this, the unfortunate father could not bear the insult and killed the youth in a duel, but he himself suffered while losing his hand. The daughter could not forgive her father and fled the house, and Stroganov himself left the country, decided to take monastic vows and took a vow of silence within the walls of Montenegrin monastery. Here he prayed for the fate of his unfortunate daughter, and, atonement for sins, and also for the benefit of other people, began to build a road leading from the sea to the most beautiful observation point on the south coast. Every morning the hermit with prayer, a piece of bread and a jug of water made his way through the stones, building a stone path. For ten years Yegor built his way, without saying a word. When the aged Stroganov found it difficult to cope with his duties, he had a volunteer assistant - a new novice who cared about him. In 1908 he laid the last step on the top of the hill Chelobrdo, fell ill and lay down. Soon, on his deathbed, the monk learned that the novice was his repentant daughter. Legend has it that the girl was allowed to stay after the death of her father in the monastery, although he was a man, where she spent the rest of her life. After her death, she was buried next to her father at a local cemetery. The road, which Yegor Stroganov built, to this day leads to an ancient monastery.

The name of Yegor Stroganov entered the history of the Serbian Orthodox Church, and the grateful residents of the village Chelobrdo installed a memorial plate on which they engraved: "Yegor Stroganov, a monk from Russia, built the road from the sea to this place for 10 years, at the beginning nineteenth century. "
Мемориальная плита в монастыре Прасквица, Черногория в честь русского монаха Егора Строганова, который построил здесь каменную лестницу, ведущую от побережья к монастырю.
To get to the monastery is easy enough, either by car or without it. Monastery complex Praskvitsa is located just above the main Balkan route - Yadransky Put. If you move from Budva to the city of Bar, then a few hundred meters to the island of St. Stephen, on the left you can see the car parking and the sign "Praskvica".

Do not pass by ... Monastery Praskvitsa is really a very beautiful and spiritual place, which is definitely worth a visit.
 

Found a mistake. Highlight the text and press Ctrl + Enter


en
Leave review

Excursion Type: Pilgrimage, Historical, Instagramm

Type of excursion: Individual

Excursion period: 6 hours

Excursion language: ME, RU

Like the page, share it with friends

Leave review

Also view

Yet more places and objects in Montenegto in the same category

Вы начали регистрироваться через соц сеть
1
Notifi_Close
Notifi_ON
Notifi_OFF
HINTS ON WEBSITE
1
(Off)
Feedback
FEEDBACK
Note
NOTES FOR TOURISTS
Download to GOOGLE PLAY
Download from GOOGLE PLAY

Монастырь Прасквица

5
0
4
0
3
0
2
0
1
0
Рассказывая о святых местах Черногории, невозможно не упомянуть о православном монастыре с богатой историей, который сплош покрыт тайнами и легендами и о котором, к сожалению, не знают многие туристы. Название у этого монастыря - Прасквица (Praskvica). Он считается характерным представителем православного зодчества Балканского полуострова и является самым известным монастырским комплексом в районе Паштровичи Будванского муниципалитета. Расположен монастырь в живописной оливковой роще на горе в бывшей рыбацкой деревушке Челобрдо над местечком Милочер, недалеко от Пржно и популярного острова Святой Стефан.
Монастырь Прасквица в Черногории
В Черногории монастыри больше известны по названиям, связанным обычно с особенностями месторасположения (Цетинский, Пива, Подмаина, Режевичи и т.д.). Монастырь Прасквица получил же свое название благодаря интересному природному феномену - небольшому ручейку, протекающему поблизости от него, в котором течет вода пахнущая персиками. А в весеннюю пору, когда с гор начинают стекать ручьи, воздух в этих краях наполняется ароматом персиковых деревьев. Именно это и послужило дать такое название монашеской обители, так как на местном наречии "praske" - означает 'персик".

 Как говорят местные жители: "Попьешь воды из этого ручья, а во рту остается незабываемое ощущение, как будто ты персика откушал".

История монастыря Прасквица.

По старинной легенде, монастырь Прасквица был основан в далеком 1050 году, когда старославянское государство Зета, располагавшееся на этих землях, возглавлял Стефан Воислав. По некоторым данным монастырь существовал в 1307 году, когда сербский король Милутин посетил Котор. В документально подтвержденных письменных источниках монастырь Прасквица впервые упоминается несколько позднее, в 1413 году, когда правитель Зеты (древнее название Черногории), Балша III Станимирович Балшич со своей матерью Еленой, дочерью царя Лазаря и царицы Милицы, выдал Будве грамоту основания монастыря Прасквице, в которой упоминается строительство церкви Святого Николая Чудотворца.

До наших дней первоначальный образ храма, к сожалению, не сохранился, так как в 1812 году французские войска разграбили монастырь и разрушили церковь. При этом бесследно пропали ценные архивные документы, которые могли предоставить ряд значительных данных о жизни монастыря в период до XV века. Примерно в 1844 году было начато строительство теперешнего храма Святого Николая и завершено в 1847 году уже в новом обличье. От прежнего здания сохранился только фундамент и часть стен, а во время его оформления были использованы фрагменты фресковой живописи XV века из старой церкви. Основную же роспись новой церкви выполнил известный греческий иконописец с острова Корфу Никола Аспиоти в 1863 году, а его великолепная ограду иконостаса до сих пор украшает интерьер новой церкви.

Существенную помощь черногорскому монастырю Прасквица в свое время оказали и русские государи, начиная с Екатерины II и заканчивая Александром I. Они жертвовали не только деньги, но и различные ценные предметы, а в монастырских хранилищах по сей день находятся сопровождающие грамоты от Русского Императорского Двора.

Монастырь Прасквица на протяжении долгого времени был не только духовным, но и светским центром черногорского племени паштровичей. Постройки монастыря использовались для проведения судебных собраний и вынесения важных решений. Советы старейшин проходили за большим каменным столом, который назывался «Bankada». Сегодня посидеть за этим столом может любой посетитель монастыря.

В 1979 году, во время сильнейшего землетрясения, монастырский комплекс серьезно пострадал. К настоящему времени основную часть построек удалось восстановить, но все же часть из них до сих пор находится на реконструкции. Тем не менее, монастырь Прасквица сегодня является действующим мужским монастырем Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви.

В состав монастырского комплекса входят две церкви - большая Святого Николы и поменьше Святой Троицы, старые и новые кельи, гостевой дом и башенку, в которой раньше находилась школа, где монахи обучали грамоте детей. Храм Святой Троице датируется XVII веком. Фресковую роспись в нем выполнил художник Радул, а позолоченный иконостас сделал мастер Дмитрий Даскаль.
В состав монастырского комплекса входят две церкви - большая церковь Святого Николы и поменьше церковь Святой Троицы.
Старые кельи монастыря располагаются севернее от церкви Св. Николы. В них находится ценнейшая монастырская библиотека, чьей фонд составляет около 5000 книг. Здесь же, в старинных кельях, находится и удивительный музей монастыря с сокровищницей, которая содержит необычайно ценную коллекцию художественных изделий, богатейшую коллекцию икон, старинного оружия, различных предметов церковного обихода, рукописных книг и документов эпохи Паштровичей, из которых особо выделяются: Типикон 1713 года и Миней 1717-ого, рукописное Евангелие XVI века, а также печатные экземпляры Евангелия и церковных книг 18 века. Из важных документов здесь хранятся несколько писем владык Савы и Василия Петровича, одно письмо владыки Данила и три грамоты Русского царского двора: две грамоты русской царицы Екатерины Великой 1783 и 1798 годов и грамота русского царя Павла I 1798 года.

Помимо всего прочего, в музее обязательно следует обратить внимание на старую монастырскую печать с надписью "Si pecat manastira Praskvice" (русс. "это печать монастыря Прасквице"), а также чашу русского Императора Павла и рукописное Евангелие, которое русский царь Павел I подарил монастырю в 1798 году. Жемчужиной сокровищницы считается золотой крест, который, предположительно, принадлежал царю Душану. Этот крест из монастыря Высокие Дечане в Прасквицу перенес архимандрит Данило Кажанегра.

Музей монастыря Прасквица содержит и великолепную коллекцию икон, важными примерами художественной ценности которой являются некоторые части иконостаса из старой Балшиной церкви, части иконостаса, который до недавних пор находился в верхней церкви Св. Троицы, и икона Богородицы с Христом итало-критской школы XVII века, которая сияет неземной красотой.

К монастырскому приходу также относятся несколько храмов, расположенных в ближайшей округе за пределами монастырских стен - церковь Святого Стефана, собор Преображения Господня и церковь Святого Александра Невского.

От побережья к горе, на которой расположен монастырь Прасквица, ведёт древнейшая каменная лестница, якобы выстроенная русским монахом Егором Строгановым в знак послушания. Только вот не каждый рискнет пройти по ней - очень уж она крута! О появлении этой дороги повествует одна очень интересная легенда.
 
 В XVIII веке жил один человек по имени Егор Строганов, у которого была семья и любимая дочь, но случилась беда - девушку соблазнил легкомысленный красавец гусар. Узнав об этом, несчастный отец не смог вынести обиды и убил юношу на дуэли, но и сам при этом пострадал – лишился руки. Дочь не смогла простить отца и сбежала из дома, а сам Строганов уехал из страны, решил постричься в монахи и принял обет молчания в стенах черногорского монастыря. Здесь он молился о судьбе своей несчастной дочери и, во искупление грехов, а также во благо других людей, начал строить дорогу, ведущую от моря к самой красивой смотровой точке на южном побережье. Каждое утро отшельник с молитвой, куском хлеба и кувшином воды пробирался через камни, строя каменную тропу. На протяжении десяти лет Егор строил свою дорогу, не говоря ни слова. Когда же постаревшему Строганову стало трудно справляться со своими обязанностями, у него появился добровольный помощник - новый послушник, который заботился о нем. В 1908 году он уложил последнюю ступеньку на вершине холма Челобрдо, заболел и слёг. Вскоре, на смертном одре монах узнал о том, что тем самым послушником была его раскаявшаяся дочь. Легенда гласит, что девушке разрешили остаться после смерти отца в монастыре, хотя он был мужским, где она и провела остаток своей жизни. После смерти она была похоронена рядом со своим отцом на местном кладбище. Дорога же, которую строил Егор Строганов, по сей день ведет к старинному монастырю.

Имя Егора Строганова вошло в историю Сербской православной церкви, а благодарные жители села Челобрдо установили здесь мемориальную плиту, на которой выгравировали: "Дорогу от моря до этого места своими руками построил, затратив на то 10 лет, Егор Строганов, монах из России, в начале девятнадцатого века".
Мемориальная плита в монастыре Прасквица, Черногория в честь русского монаха Егора Строганова, который построил здесь каменную лестницу, ведущую от побережья к монастырю.
Добраться до монастыря достаточно просто, как на машине, так и без нее. Монастырский комплекс Прасквица находится чуть выше основной балканской трассы - Ядрански пут. Если двигаться из Будвы в сторону города Бар, то недоезжая несколько сот метров до острова Святой Стефан, слева можно увидеть парковку для автомобилей и указатель "Praskvica".

Не проезжайте мимо... Монастырь Прасквица — это действительно очень красивое и духовное место, которое непременно стоит посетить.
 

Нашли ошибку в тексте. Выделите её и нажмите Ctrl + Enter


ru
Оставить отзыв
Зарегистрируйтесь и получите
доступ ко всем возможностям сайта!

Тип экскурсии: Паломничество, Историческая, Instagramm

Вид экскурсии: Индивидуальная

Длительность экскурсии: 6 час.

Язык экскурсии: ME, RU

Понравилась станица, поделитесь с друзьями

Оставить отзыв
Зарегистрируйтесь и получите
доступ ко всем возможностям сайта!
Смотрите также

Ещё больше мест и объектов Черногории в той же тематике

Вы начали регистрироваться через соц сеть
1
Notifi_Close
Notifi_ON
Notifi_OFF
ПОДСКАЗКИ
1
(Выкл)
Feedback
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ